Проектирование сельскохозяйственного самолета Z-37 Cmelak (шмель) началось в Чехословакии в 1961 г., и опытный самолет XZ-37 совершил свой первый полет 29 марта 1963 г. Он являлся свободнонесущим низкопланом в основном металлической конструкции, но в некоторых местах имел полотняную обшивку. Самолет оснащался неубирающимся шасси с хвостовым колесом и вмещал одного пилота в закрытой кабине впереди бака с химикалиями. В зимнее время после установки сменного лыжного шасси самолет Cmelak мог использоваться для перевозки почты или грузов. Кроме того, он мог быть оборудован для буксировки планеров. Серийный самолет имел звездообразный двигатель Avia M 462RF мощностью 315 л.с. Серийный самолет Z-37A отличался усиленной конструкцией. К моменту окончания в середине 1970-х гг. производства самолетов Z-37A было выпущено около 700 экземпляров, включая 27 двухместных Z-37A-2 Sparka. Самолет XZ-37T Agro-Turbo (OK-146), оснащенный турбовинтовым двигателем Walter M-601B мощностью на валу 691 л.с., совершил свой первый полет 6 сентября 1981 г. В 1982 г. началась разработка менее мощных моделей, оснащенных двигателем M-601Z. Эти самолеты поступили в производство как одноместные под обозначением Z-37T и двухместные варианты Z-З7T-2. Согласно оценкам, было построено около 30 машин. Современные варианты имеют обозначение Z-137Т.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ПД Walter Minor 6III |
Размах крыла, м: | 10.29 |
Длина самолета, м: | 7.80 |
Высота самолета, м: | 2.06 |
Площадь крыла, м2: | 14.09 |
Масса, кг: | пустого самолета — 570 нормальная взлетная — 820 |
Мощность, л.с.: | 1×160 |
Максимальная скорость, км/ч: | 220 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 195 |
Практическая дальность, км: | 485 |
Максимальная скороподъемность, м/мин: | 290 |
Практический потолок, м: | 5300 |
Экипаж, чел: | 2 |