Автожир А-002 — летательный аппарат внеаэродромного базирования, сочетающий в себе свойства самолета и вертолета. У него, как у вертолета есть свободновращающийся несущий винт, который приводится в действие не двигателем, а набегающим потоком воздуха и выполняет функции крыла, создавая подъемную силу. В отличие от крыла самолета, несущий винт автожира не имеет срывных режимов, что обеспечивает высокий уровень безопасности летательного аппарата. Автожир предназначен для многоцелевого использования. Он может выполнять «прыжковый " взлет (без разбега под углом 50–70 град. к линии горизонта) и вертикальную посадку на ограниченную площадку, соизмеримую с размерами самого аппарата. Базовый вариант автожира А-002, разработанный конструкторами ОКБ легкой авиации ИАПО, допускает возможность модификаций и различную комплектацию съемного и навесного оборудования в зависимости от требований Заказчика.
Автожир А-002 оборудован закрытой комфортабельной обогреваемой кабиной. В качестве топлива, в зависимости от типа двигателя, может использоваться бензин следующих марок: АИ-95, Б-91/115, 100 и 100L. Для хранения автожира и его обслуживания возможно использование автомобильного гаража. Габаритные размеры автожира в положении для хранения и транспортировки — мм: 5180×2750×2450. Буксировка автожира на земле осуществляется легковым автомобилем.
ОСОБЕННОСТИ АВТОЖИРА:
«прыжковый» взлет и посадка без пробега;
большой диапазон скоростей горизонтального полета;
закрытая обогреваемая кабина;
модульная конструкция;
малые габариты;
двойное управление.
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ:
административно-связные функции;
экологический и радиационный контроль;
перевозка легких грузов;
поисковые и спасательные работы;
метео- и ледовая разведка;
срочная медицинская помощь в труднодоступных районах;
контроль состояния ЛЭП, нефте- и газопроводов;
аэрофотосъемка;
обучение и тренировка пилотов.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКОНОМИЧНОСТЬ:
стоимость легкого автожира в 2–3 paза ниже, чем вертолета такого же класса при практически одинаковых летных характеристиках;
возможность безаэродромного базирования;
простота обслуживания;
возможность использования автомобильного гаража для хранения;
использование автомобильного бензина;
низкая стоимость эксплуатации.
СВОЙСТВА АВТОЖИРА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ:
простота и надежность конструкции;
отсутствие режима сваливания и возможность безопасной посадки при отказе двигателя;
малая чувствительность к атмосферной турбулентности;
управление автожиром не требует высокой квалификации летного состава.
«ПРЫЖКОВЫЙ» ВЗЛЕТ АВТОЖИРА:
Выполняется при необходимости взлета с ограниченной площадки.
Предварительная раскрутка ротора.
Отсоединение трансмиссии, увеличение общего шага несущего винта и отрыв от земли.
Уменьшение общего шага несущего винта и разгон до скорости набора высоты (высота 4–8 метров).
Набор высоты.
ПОСАДКА АВТОЖИРА БЕЗ ПРОБЕГА:
Выполняется при необходимости приземления на ограниченную площадку.
Парашютирующее снижение.
Увеличение общего шага несущего винта (при крутых траекториях и вертикальном снижении).
Уменьшение вертикальной скорости и посадка.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | ПД |
Диаметр несущего винта, м: | 9.60 |
Диаметр маршевого винта, м: | 1.90 |
Длина, м: | 4.98 |
Высота, м: | 3.20 |
Масса, кг: | пустого — 420 максимальная взлетная — 750 взлетная в перегрузочном варианте — 800 |
Мощность, л.с.: | 1×180–210 |
Максимальная скорость, км/ч: | 210 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 180 |
Минимальная скорость, км/ч: | 40 |
Практическая дальность, км: | 620 |
Скороподъемность, м/мин: | 300 |
Практический потолок, м: | 3000 |
Экипаж, чел: | 1 |