SV-5 — ближний разведчик и учебный самолет, специально разработанный для Латвии фирмой Stampe et Vertongen. SV-5 представлял собой двухместный биплан, смешанной конструкции (крылья дерево-фюзеляж металл) с двигатель Armstrong-Siddeley Serval 5 мощностью 340 л. с.
В 1935 году Латвией была закуплена серия из 20 машин, распределенных в 6-ю разведывательную эскадрилью (базировалась на аэродроме Гулбене). С этим самолетом связаны два перелета перебежчиков — 31. 5. 39 в СССР бежал ст. лейт. Леонс Вайдерс (самолет возвращен и разбился 4. 6. 40 в Гулбене с пилотом Моркансом — последняя катастрофа ВВС Латвии), а уже после начала советско-германской войны 2 экипажа из состава 24-й отдельной разведэскадрильи (подчинялась 24-му латышскому территориальному корпусу РККА) перелетели на занятую немцами территорию. Причем пилот старший лейтенант Алкснис застрелил наблюдателя лейтенанта Ирбе, препятствовавшего дезертирству. Оставшиеся машины, перелетевшие под Псков, были задействованы в качестве ложного аэродрома и уничтожены люфтваффе.
Лицензионное производство SV-5, запланированное еще на 1938 год, производилось на заводе VEF в 1942 году, уже под немецкой оккупацией. 4 произведенных машины испытывались летчиком Кирилсом Микелсонсом на аэродроме Калнциемс и были переданы эстонской эскадрилье ночных бомбардировщиков в составе люфтваффе. Пилот Тоом разбился на SV-5 в августе 1942 года. На лицензионных машинах устанавливались двигатели Cheetah IX мощностью 355 л. с.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Armstrong Siddeley Cheetah IX |
Размах, м: | 10, 50 |
Длина, м: | 7, 78 |
Высота, м: | 2, 90 |
Площадь крыльев, м2: | 26, 70 |
Вес пустого, кг: | 1020 |
Вес взлетный, кг: | 1570 |
Максимальная скорость на высоте 2600 м, км/ч: | 277 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 10, 5 |
Потолок, м: | 7250 |
Экипаж, чел: | 1 |