Выпуск поршневых самолетов-бипланов Ан-2 в СССР был прекращен в 1962 г. (их дальнейшее производство осуществлялось по советской лицензии в Польше), однако ОКБ О. К. Антонова продолжало уделять внимание совершенствованию машины и продлению ее ресурса. В 1971 г. ОКБ разработало проект модернизированного сельскохозяйственного самолета, названного Ан-3. Машину предполагалось оснастить турбовинтовым двигателем ТВ2-117С мощностью 1500 л.с., крылом увеличенного размаха, шасси с передней опорой, системой кондиционирования и более производительной сельскохозяйственной аппаратурой. По ряду причин этот проект реализован не был, однако к вопросу модернизации вернулись в 1979 г., когда под тем же названием Ан-3 был выпущен проект самолета с газотурбинным двигателем ТВД-20 мощностью 1430 л.с. При разработке этого варианта учитывалось, что турбовинтовым двигателем придется оснащать уже готовые самолеты, поэтому доработки конструкции должны быть минимальными. Двигатель ТВД-20 с трехлопастным реверсивным винтом монтируется на Ан-3 в носовой части фюзеляжа на месте поршневого АШ-62ИР. Помимо замены силовой установки на самолете устанавливается новое электротехническое, пилотажно-навигационное и противопожарное оборудование, вводится система обогрева и вентиляции кабины экипажа, предусматривается применение более эффективного агротехнического оборудования. Первый полет опытного Ан-3 состоялся 13 мая 1980 г., в 1981 г. он был предъявлен на государственные испытания, которые успешно прошел. Крейсерская скорость полета Ан-3 возросла, по сравнению с Ан-2, на 20%, скороподъемность — почти в 2 раза, а длины разбега и пробега сократились в 1,6–2 раза. Переоборудование Ан-2 в вариант Ан-3 планируется производить в омском Государственном аэрокосмическом объединении «Полет». В 1985 г. на Ан-3 было установлено несколько мировых рекордов высоты полета и грузоподъемности.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ТВД-20 |
Размах крыла, м: | 18.18 |
Длина самолета, м: | 13.48 |
Высота самолета, м: | 4.00 |
Площадь крыла, м2: | 43.60 |
Масса, кг: | пустого самолета — 3450 максимальная взлетная — 5800 |
Мощность, л.с.: | 1×1375 |
Максимальная скорость, км/ч: | 289 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 230 |
Практическая дальность, км: | 900 |
Дальность действия, км: | 770 |
Максимальная скороподъемность, м/мин: | 300 |
Практический потолок, м: | 4400 |
Экипаж, чел.: | 2 |