Сконструированный в начале 60-х гг. для замены самолета Лизунова Ли-2 (ДС-3, выпускавшегося в Советском Союзе) на местных авиалиниях, самолет Як-40 ОКБ Яковлева должен был взлетать и садиться на грунтовые аэродромы. Это самолет с малой удельной нагрузкой на крыло, с большой подъемной силой, оснащенный для большей безопасности тремя, а не двумя двигателями. По внешней компоновке Як-40 представляет собой моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, задним расположением двигателей, вмещающий экипаж из двух-трех человек и до 32 пассажиров. Первый полет опытного образца состоялся 21 октября 1966 г., а с 30 сентября 1968 г. самолет начал использоваться для коммерческих перевозок Аэрофлота. К моменту прекращения производства в 1976 г. было выпущено свыше 800 машин. Большинство из них в 90-х гг. все еще эксплуатировались как в военной, так и в гражданской авиации. В НАТО этот тип самолета зарегистрирован под обозначением Сodling. Конструкторское бюро Яковлева «Скорость» сейчас предлагает модификацию Як-40TЛ, которая подразумевает замену возможную и вполне оправданную трех существующих двигателей Ивченко АИ-25 на два турбовентиляторных двигателя Textron-Lycoming LF 507-1N.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | АИ-25 |
Размах крыла, м: | 25 |
Длина, м: | 20.36 |
Высота, м: | 6.5 |
Площадь крыла, м2: | 70 |
Масса пустого самолёта, кг: | 9400 |
Масса максимальная взлётная, кг: | 16000 |
Тяга нефорсажная, кгс: | 44.13 |
Масса топлива нормальная, кг: | 3000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 600 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 550 |
Практическая дальность, км: | 2000 |
Практическая дальность, км: | 1450 |
Практический потолок, м: | 9800 |
Экипаж, чел: | 3 |