Fokker 50 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный голландской фирмой Fokker. Официально к разработке самолета фирма Fokker приступила в конце ноября 1983 г. одновременно с началом проектирования реактивного самолета Fokker 100. Представляет собой дальнейшее развитие пассажирского самолета F.27–500 Friendship, отличаясь увеличенной длиной фюзеляжа, улучшенной аэродинамикой, более мощной силовой установкой и повышенной экономичностью. Многие детали планера изготовлены из композиционных материалов: стекло- и углепластиков и арамидных материалов. При сборке самолета широко используется метод склейки «ридакс».
Первый опытный самолет был построен на основе конструкции самолета F.27 с соответствующими доработками. Его летные испытания начались 28 декабря 1985 г. В апреле 1986 г. совершил полет второй опытный самолет, полностью соответствовавший серийному самолету Fokker 50. В Голландии самолет был сертифицирован в середине мая 1987 г., а в начале февраля 1989 г. он получил сертификат FAA. Первый самолет был поставлен в августе 1987 г. немецкой авиакомпании DLT (в настоящее время называется «СитиЛайн»).
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EDZ-806 производства американской фирмы «Ханиуэлл» с четырьмя цветными дисплеями для вывода пилотажно-навигационной информации. На приборной панели предусмотрено место для размещения цветного дисплея цифровой системы предупреждения об отказах самолетных систем и силовой установки. Имеется встроенная система диагностики оборудования. Установлены 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW125B (мощность 2500 л.с.) или PW127B (мощность 2750 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов — 3,66 м. Выпускался серийно в 1987—1996 гг. К началу 1996 г. было продано 220 самолетов, поставлено 190. К осени 1996 г. в эксплуатации находилось 174 самолета.
На основе пассажирского самолета фирмой Fokker был разработан многоцелевой транспортный самолет «модель 60U», предназначенный для правительственных и военных заказчиков. От исходного самолета отличается удлиненным на 1,62 м фюзеляжем, увеличенной базой шасси и грузовой дверью (3,03×1,78 м) с правого борта фюзеляжа. Силовая установка самолета Fokker 60U состоит из двух ТВД PW127В мощностью по 2750 л.с. Максимальная взлетная масса увеличена до 22,95 т, а платная нагрузка — до 7,86 т. Самолет может перевозить 58 штабных сотрудников, 50 солдат с вооружением или 27 раненых на носилках в сопровождении шести санитаров. В грузовом варианте в кабине возможна перевозка авиационных двигателей. Дальность полета составляет 2590–3240 км. Первый полет самолета Fokker 60U состоялся в сентябре 1995 г. Единственным заказчиком этих самолетов являются ВВС Голландии: первый из четырех самолетов был поставлен в мае 1996 г. До своего банкротства в1996 г. фирма Fokker изучала возможность постройки пассажирского 60-местного варианта самолета Fokker 60U.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW125B (PW127B) |
Размах крыла, м: | 29.00 |
Длина самолета, м: | 25.24 |
Высота самолета, м: | 8.31 |
Площадь крыла, м2: | 70.00 |
Масса, кг: | пустого самолета — 12520 максимальная взлетная — 19950 |
Топливо, л: | 5135 |
Мощность, л.с.: | 2×2500 (2750) |
Крейсерская скорость, км/ч: | 550 |
Практическая дальность, км: | 1120 |
Практический потолок, м: | 9800 |
Экипаж, чел: | 2 |