чебный самолёт вертикального взлёта Як-36 МУ разработан в ОКБ А. С. Яковлева на базе Як-36 М. Тактико-технические требования были утверждены заместителем Главкома ВВС по вооружению М. Н. Мищуком 4 марта 1971 года.
Основной проблемой при разработке «спарки» было размещение второй кабины с приемлемы обзором из неё и спасения экипажа в аварийной ситуации. Для размещения второй кабины передняя часть Фюзеляжа была удлиннена на 1,39 м. Впервые было осуществлено принудительное катапультирование обоих членов экипажа на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой 0,6 с. Изготовление прототипа Як-36 МУ было завершено 19 мая 1972 года. Первый полёт по самолётному состоялся 30 марта 1973 года (лётчик-испытатель М. С. Дексбах). Государственные испытания начались 23 марта на базе ЛИИ в Жуковском, с сентября продолжены в Ахтубинске. На втором этапе исытаний самолёт базировался на ТАКР «Киев». Испытания завершились 12 сентября 1977 года с положительной оценкой. Тогда же, в сентябре его запустили в серийное произвоство на Саратовском авиазаводе. 11 августа 1977 года самолёт был принят на вооружение ВМФ. 15 октября он получил обозначение Як-38У (приказ МО № 196).
Конструкция Як-38У аналогична базовому самолёту Як-38. Отличие заключается в носовой части фюзеляжа, в котором расположены кабины курсанта (спереди) и инструктора (сзади). Кабины оборудованы катапультными креслами К-36В.
Всего в 1977–1982 годах изготовлено 38 самолётов Як-38У. Как и базовый самолёт, он базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». На нём велась подготовка лётчиков палубной авиации в Центре «Нитка» (г. Саки, Крым). В 1991 году снят с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения. Прототип Як-36 МУ был установлен на постаменте на аэродроме в Саках.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | подъемно-маршевый — 1 ТРД Р-27В-300 подъемные — 2 ТРД РД-36-35ФВР |
Размах крыла, м: | полный — 7.02 со сложенными крыльями — 4.45 |
Длина, м: | 17.76 |
Высота, м: | 4.25 |
Площадь крыла, м2: | 18.41 |
Масса, кг: | пустого самолета — 8390 нормальная взлетная — 10000 топлива — 2750 |
Тяга, кгс: | подъемно-маршевый — 1×6100 подъемные — 2×3050 |
Максимальная скорость, км/ч: | 850 |
Практическая дальность, км: | 450 |
Практический потолок, м: | 5000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 6 |
Экипаж, чел.: | 2 |