Avro 696 Shackleton, многоцелевой противолодочный самолет созданный на базе тяжелого бомбардировщика времен Второй Мировой войны — Avro 694 Lincoln.
Shackleton сохранил крыло и шасси Линкольна, однако имел абсолютно новый фюзеляж, который стал короче, а также шире и выше. Горизонтальное оперение из низкорасположенного стало высокорасположенным, а характерные концевые шайбы вертикального оперения Ланкастера и Линкольна увеличились в весе, став с виду круглее и массивнее. Вместо двигателей Мерлин были установлены двигатели Роллс-Ройс Griffon с трехлопастными соосными винтами.
Новый фюзеляж обеспечивал размещение экипажа из 10 человек, двух пушек калибра 20 мм в надфюзеляжной турели и двух пулеметов калибра 12,7 мм в хвостовой части. Кроме того, он мог нести обычные или глубинные бомбы внутри большого бомбового отсека.
Обозначенный Shackleton GR.1 (позднее Shackleton MR.1), этот самолет совершил первый полет 9 марта 1949 г. Первая серийная машина поднялась в воздух 24 октября 1950 г., а в феврале 1951 г. самолеты начали поступать на вооружение. Силовая установка MR.1 состояла из внутреннего двигателя Грифон 57А и внешнего двигателя Грифон 57. Вторая серийная партия Shackleton была полностью оснащена двигателями Грифон 57А, в результате чего увеличилась гондола внешнего двигателя, а название было изменено на Shackleton MR.1A.
Для устранения недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации MR.1, была разработана модель Shackleton MR.2. Для нее сконструировали абсолютно новую обтекаемую носовую часть со спаренной 20-мм пушкой, расположенной над местом бомбардира. Вместо обтекателя антенны РЛС в нижней передней части Shackleton получил наполовину убирающийся обтекатель в подфюзеляжной пушечной турели, что обеспечило обзор в 360 градусов. Кроме того, был убран задний пулемет и прозрачный хвостовой обтекатель, а неубирающаяся одноколесная хвостовая опора была заменена на убирающуюся двухколесную.
Последний серийный вариант Shackleton MR.3 разрабатывался с тем, чтобы улучшить общие характеристики самолета — была изменена конфигурация крыла, усовершенствованы элероны и установлены концевые крыльевые топливные баки. Не был забыт и экипаж — MR.3 имел кабину с хорошим обзором и звуконепроницаемую кабину для второго экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение общего веса привело к использованию убирающегося трехопорного шасси с носовой стойкой и двойными колесами. Отсутствие надфюзеляжной турели — другое заметное изменение внешнего вида самолета, а наличие узлов подвески под крыльями давало возможность нести реактивные снаряды. Восемь из 42 серийных MR.3 были поставлены южноафриканским ВВС. После завершения производства в середине 1960-х годов Shackleton был еще раз усовершенствован. Повышение прочности конструкции позволило увеличить запас топлива и установить два небольших турбореактивных двигателя Роллс-Ройс Viper 203 тягой 1134 кг. Расположенные во внешних гондолах крыла, они обеспечивали дополнительную тягу во время взлета и набора высоты при максимальной загрузке.
Все ранние модификации Shackleton заменили в эксплуатации самолет Nimrod MR.½ компании British Aerospace, а последним вариантом этого самолета-ветерана стал Shackleton AEW.2. Его разработали в 1971 г. в компании Бритиш Аэроспейс в качестве альтернативы самолету Gannet AEW.3 компании Fairey/Westland. Было поставлено 12 самолетов. Полувыдвижной подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС был заменен на неподвижный выпуклый обтекатель, расположенный перед бомбовым отсеком и вмещающий поисковую РЛС АРS-20, которая использовалась на Ганнет. Другие внешние изменения состояли в большем разнообразии антенн. Самолеты находились на вооружении 8-й эскадрильи ВВС Великобритании и обеспечивали поддержку подводных лодок, осуществляя функцию раннего обнаружения противника. С 1991 г. началась замена их на самолет раннего обнаружения Boeing E-3D Sentry AEW.Mk.1.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ПД Rolls-Royce Griffon Mk.57A |
Размах крыла, м: | 36,58 |
Длина самолета, м: | 26,62 |
Высота самолета, м: | 5,10 |
Площадь крыла, м2: | 132,01 |
Масса, кг: | пустого самолета — 25855 максимальная взлетная — 44452 |
Мощность, л.с.: | 4×2455 |
Максимальная скорость, км/ч: | 439 |
Практическая дальность, км: | 6440 |
Боевой радиус действия, км: | 4910 |
Продолжительность полета, ч: | 14 |
Практический потолок, м: | 7010 |
Экипаж, чел.: | 10 |