При организации Люфтваффе предусматривалось создание значительного количества дальних четырехмоторных бомбардировщиков, которые должны были представлять собой мощный ударный потенциал против морских и сухопутных целей. Самолетостроительным фирмам Германии было выдано техническое задание на разработку такого бомбардировщика, который был бы способен наносить удары по советским промышленным предприятиям, расположенным на Урале на расстоянии около 3000 км от границ Германии. Поэтому разрабатываемые по этому заданию бомбардировщики иногда назывались «Уральскими».
Фирма «Юнкерc» предложила Люфтваффе свой четырехмоторный бомбардировщик Ju-89, первый полет опытного образца которого Ju-89V-1 состоялся в декабре 1936 года. Этот и собранный в начале 1937 года второй образцы использовались для летных испытаний и не имели вооружения, в то время как третий опытный образец уже представлял собой полноценный бомбардировщик. Он имел оборонительное вооружение и был оборудован для размещения 1700 кг бомб в обширных бомбовых отсеках в средней части фюзеляжа. Сам фюзеляж, представлял собой дюралюминиевый монокок, набор которого состоял из шпангоутов, стрингеров и гладкой металлической обшивки.
Низкорасположенное крыло состояло из центроплана, составлявшего одно целое с фюзеляжем, а также средних и боковых отъемных частей. Центроплан имел пять ферменных лонжеронов, изготовленных из труб, а средние отъемные части — пять основных и два добавочных лонжерона. Боковые отъемные части крыла были снабжены четырьмя основными ферменными и тремя добавочными лонжеронами. Основные лонжероны отъемных частей крыла изготавливались из листового дюралюминия. Работающая обшивка также была выполнена из листов дюралюминия. Крыло было оборудовано подвесными элеронами и закрылками.
Самолет имел цельнометаллическое разнесенное хвостовое оперение. Регулируемый в полете стабилизатор имел размах 11,29 м, по его концам крепилось вертикальное оперение. Рули высоты подвесного типа, как и элероны.
Трехстоечное колесное шасси было выполнено убирающимся, при этом основные стойки шасси убирались назад в обтекатели средних моторных установок, а хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.
Моторные установки крепились к средним отъемным частям крыла. На проходивших испытания опытных образцах Ju-89 устанавливались двигатели ДВ-600А мощностью 960 л.с. каждый. Для самолета с полетным весом почти 28 т эта мощность двигателей была явно недостаточна. Поэтому не удивительно, что максимальная скорость полета составляла всего лишь 365 км/час, а крейсерская — 312 км/час. И хотя фирма «Юнкерc» выполнила основное требование, касавшееся дальности полета, ей было предложено принять меры к повышению скорости полета самолета. Технически и это требование было вполне выполнимо, но тут сработал субъективный фактор: главный идеолог «Уральского» бомбардировщика генерал Вальтер Вефер не дожил до проведения испытаний Ju-89 (он погиб в авиационной катастрофе 3 июня 1936 года;, а его преемники в штабе Люфтваффе были сторонниками развития тех типов самолетов, которые предназначались прежде всего для взаимодействия с сухопутными войсками на поле боя. В основном по этой причине в апреле 1937 года работы по Ju-89 были прекращены.
Начальный этап второй мировой войны вроде бы подтвердил правоту оппонентов Вефера: состав авиационного парка Люфтваффе оказался почти оптимально адаптированным к ведению «блицкрига», и немецкая авиация на этом этапе добилась больших успехов. Но после того как война приняла форму затяжного противоборства, отсутствие у Люфтваффе дальних бомбардировщиков сказалось в полной мере. Расположенные на том же Урале и в Западной Сибири советские предприятия относительно спокойно выпускали в колоссальных количествах оружие, боевую технику и боеприпасы, а противодействовать этому Германия не могла.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | DB600A |
Размах, м: | 35, 27 |
Длина, м: | 26, 50 |
Высота, м: | 7, 61 |
Площадь крыла, м2: | 164, 00 |
Вес пустого, кгс: | 16980 |
Вес взлетный, кгс: | 27800 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 312 |
Максимальная скорость на высоте 5000 м, км/ч: | 390 |
Дальность, км: | 2980 |
Потолок, м: | 7000 |
Экипаж, чел: | 5–6 |