Учитывая отличный коммерческий успех Ju.52/3m, конструкторское бюро в Дессау решило развить его созданием самолета, обладавшего помимо прочности, надежности и универсальности предшественника еще и высокими летными характеристиками и большей дальностью полета. Необходимость таких улучшений, как введение убираемых стоек шасси и замена гофрированной обшивки на гладкую, была очевидна, и в течение 1938 г. в тесном взаимодействии с Дойче Люфтганза началась проработка нескольких проектов.
В декабре 1938 г. был закончен проект ЕF-77, который предусматривал создание трехмоторного самолета на 21 пассажира под двигатели ВМW-132 с толстым крылом размахом 24,2 м, фюзеляжем круглого сечения длиной 21 м, с применением гладкой обшивки и полностью убирающихся стоек шасси. Но проект не понравился Люфтганзе и другим потенциальным покупателям. Так Технический департамент РЛМ отклонил его на том основании, что он ненамного лучше существующего Ju.52/3m. Тем временем Люфтганза подготовила новые требования к наследнику Ju.52, предусматривающие создание более мощного самолета. В июле 1939 г. конструкторы из Дессау представили новый проект, заслуживший одобрение и Люфтганзы, и министерства авиации.
РЛМ присвоило новому проекту обозначение Ju.252. Единственным сходством нового самолета с проектом ЕF-77 были три мотора и пассажировместимость. Предусматривалась установка нескольких типов двигателей: 1350-сильного Jumo-211 °F, 1000-сильного Jumo-207В и 1200-сильного ВМW-800. Фюзеляж должен был быть герметизирован. Нормальный взлетный вес оценивался в 18 300 кг. Дальность полета при скорости 350 км/ч оценивалась в 1500 км. Размах крыла составлял 28,5 м, длина 24,2 м. Был получен заказ на детальную проработку проекта, но заказа, но опытные машины пришлось ждать до лета 1940 г. К этому времени Люфтганза вновь пересмотрела свои требования: пассажировместимость увеличилась до 35 человек. Кроме того, предусмотрели новый метод загрузки через рампу в хвостовой части фюзеляжа.
Юнкерсу ничего не оставалось, как вновь переделать проект. Размах крыла был увеличен до 34 м, длина фюзеляжа до 25,1 м. Особенностью Ju.252 стал так называемый «трапоклаппе», испытанный на нескольких Ju.90B. Это была опускаемая гидравлически подфюзеляжная рампа. Полностью выпущенная, она поднимала хвостовую часть самолета до горизонтального уровня, что позволяло подогнать под самолет грузовик и вести погрузку-разгрузку прямо с него. Герметизация обеспечивалась надувными резиновыми шлангами по периметру люка рампы.
Работа над тремя опытными самолетами началась в июле 1940 г. в Дессау, некоторые узлы поставлялись из Бернбурга. Первый Ju.252-V1 (D-ADCC) был готов и полетел в октябре 1941 г. Самолет был оснащен тремя двигателями Jumo-211 F с лобовыми радиаторами. Он имел фюзеляж квадратного сечения с работающей обшивкой. Центроплан многолонжеронного крыла выполнялся заодно с фюзеляжем и проходил под полом кабины. Консоли крыла несли элероны и щелевые закрылки. Внутренняя секция элерона имела триммер вдоль всего его размаха. Основные стойки шасси с двухколесной тележкой убирались назад в мотогондолы гидравлически. Опускаемая рампа имела посередине усиленную балку, обеспечивающую посадку на брюхо. В полете рампа для сброса груза могла быть полностью опущена. Пол кабины был усилен и имел крепления для груза.
Ju.252-V1 испытывался зимой 1941–42 гг вместе со вторым и третьим опытными самолетами V2 и V3. К этому времени потребности Люфтганзы отошли на второй план. Тяжелые потери транспортной авиации и изменение характера войны выдвинули на первое место поставки в люфтваффе. Еще летом 1941 г. в Бернбурге началось производство узлов для 25 транспортных Ju.252 по заказу Люфтганзы, но вскоре после первого полета Ju.252-V1 Юнкерсу было предложено переоборудовать транспортный самолет для военных перевозок, в том числе установить оборонительное вооружение. Эта задача была не такой уж простой, учитывая герметичность кабины. Предлагалось несколько вариантов установки дистанционно управляемых верхней и нижней башен со спарками пулеметов МG-81Z или МG-131Z. В конце концов остановились на одной башне с электроприводом ЕDL-131 с одним пулеметом МG-131, расположенной сразу за кабиной, и паре МG-15 в боковых окнах.
Ju.252-V2 и V3 в целом были подобны первому опытному самолету. Никакого оборонительного вооружения на них не было. Зато прототип для серии Ju.252-V4 (ОР+ВР), полетевший весной 1942 г., получил башню ЕDL-131 и несколько переделанные компенсаторы рулей. Вскоре после окончания официальных испытаний в Рехлине он был задействован для выполнения специальных транспортных заданий, вроде перевозки двигателей DВ-606 в Бордо для Не.177, проходящих испытания в КG.40. Хотя Юнкерc прочила Ju.252 в качестве замены стареющего Ju.52/3m, предлагая еще варианты без герметизации кабины, с взаимозаменямым шасси на поплавках или на лыжах, но ситуация не позволяла ломать налаженное серийное производство. К тому же РЛМ требовало, чтобы самолет, заменяющий Ju.52/3m, использовал в производстве недефицитные материалы и двигатели, не стоящие на боевых самолетах. Юнкерс получила инструкции перепроектировать самолет так, чтобы максимально использовать в конструкции дерево. Одновременно рассматривалась возможность замены двигателей Jumo-211 на ВМW-323R-2 воздушного охлаждения, которые имелись в избытке.
Уже был подготовлен довольно большой задел для производства Ju.252. Поэтому решили закончить 11 самолетов. Хотя они назывались Ju.252A-1, при поставке в люфтваффе в конце 1942 г. они получили номера ферзух (V5-V15) и официально не числились в составе транспортной авиации. Легкость загрузки, большая вместимость, относительно высокие летные характеристики позволили использовать Ju.252 для выполнения специальных заданий. Так Ju.252-V5 (DF+ВQ) вошел в состав эскадрильи четырехмоторных самолетов при ее формировании 2 января 1943 г., оказавшись единственным тримотором в ее составе. Эскадрилья довольно скоро была переименована в 290-ю воздушно-транспортную эскадрилью. Ju.252 также действовали в так называемой группе Гартенфельда, забрасывавшей агентов в Северную Африку. В ней на момент переименования в I/КG.200 еще числилось два самолета данного типа. Эта группа действовала в составе центрального разведывательного департамента рейха.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Jumo 211 °F |
Размах, м: | 34, 09 |
Длина, м: | 25, 10 |
Высота, м: | 5, 75 |
Площадь крыла, м2: | 122, 60 |
Вес пустого, кгс: | 12495 |
Вес взлетный, кгс: | 21980 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 335 |
Максимальная скорость на высоте 5800 м, км/ч: | 438 |
Время набора высоты 1000 м, мин: | 4, 3 |
Дальность, км: | 4000 |
Потолок, м: | 6800 |
Экипаж, чел: | 3 |