Основной транспортный самолет армейских ВВС Ки 57 представлял собой развитие пассажирского самолета, созданного Мицубиси на базе бомбардировщика Ки 21 по заказу японской авиакомпании Ниппон Коку КК. Для использования на международных трассах авиакомпания хотела получить самолет японской разработки, с нагрузкой, скоростями полета и дальностью подобной современным бомбардировщикам. Предварительный проект понравился и армии, которой требовался самолет для десантирования парашютистов и в качестве штабного. Когда в августе 1939 г авиакомпания была реорганизована при финансовом участии правительства в Дай Ниппон коку КК (Авиалинии «Великая Япония»), воздушный штаб решил объединить требования к самолету Мицубиси для использования его и в качестве пассажирского самолета, и в качестве военно-транспортнего. От самолета требовалось перевозить 11 пассажиров и 300 кг груза на дальность 1400 км при средней скорости 300 км/ч на высоте полета 2000–4000 м. Максимальная дальность полета с коммерческой нагрузкой определялась в 2000 км, без нагрузки 3000 км. Экипаж должен был состоять из четырех человек, а взлетный вес не более 7900 кг.
Транспортный самолет сохранил от Ки 21-I крыло, хвостовую часть фюзеляжа, шасси и силовую установку. Фюзеляж на 11 пассажиров был спроектирован заново. Самолет стал низкопланом. Это позволило убрать из салона лонжероны центроплана. Гражданский вариант получил обозначение МС 20, а военный Ки 57. Первый опытный самолет полетел в августе, и до конца года, несмотря на аварию четвертого опытного самолета в Токийском заливе, оба варианта были запущены в серию. Всего с 1940 по 1942 г Мицубиси выпустила 101 серийный самолет под обозначениями транспортный самолет армейский тип 100 модель 1 Ки 57-I и МС 20-I. Небольшое число Ки 57-I было передано японскому флоту, где они получили обозначение транспортный самолет морской тип 0 модель 11 или L4М1.
Армия и флот использовали самолет для перевозки десантников, в качестве связного и транспортного, а в Дай Ниппон коку в качестве пассажирского, а также сдавали внаем для военских перевозок. Союзники сталкивались с ними на всех театрах войны на Тихом океане. Несмотря на то, что их нужная работа была в основном малозаметной, славу самолету принесла высадка парашютистов 14 февраля 1942 г на аэродром и нефтеперегонный завод в окрестностях Палембанга.
В мае 1942 г появилась улучшенная версия самолета под два 1080-сильных двигателя Мицубиси Ha 102 в новых мотогондолах и с измененным составом бортового оборудования. Для Дай Ниппон коку самолет строился под обозначением МС 20-II, а для армии как Ки 57-II, транспортный самолет армейский тип 100 модель 2. Всего было выпущено 406 машин этой модификации. Планировалось также выпускать самолет на Ниппон Кокусай Коге КК, но до этого не дошло. Последний самолет был сдан Мицубиси в январе 1945 г. После окончания боевых действий несколько МС 20/Ки 57 использовалось под контролем союзников в составе Дай Ниппон коку КК до 10 октября 1945 г, когда все полеты японских самолетов были прекращены.
После войны трофейные МС 20 использовались в Китае и Советском Союзе. В частности, известный советский летчик В. Виницкий много летал и один раз даже возил на этом самолете китайского лидера Мао Дзе Дуна. По отзыву пилота, МС 20 был одним из лучших самолетов своего класса, явно превосходя по летно-техническим характеристиках Ли 2 и С 47.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima На-5 KAI |
Размах, м: | 22, 60 |
Длина, м: | 16, 10 |
Высота, м: | 4, 77 |
Площадь крыла, м2: | 70, 08 |
Вес пустого, кг: | 5522 |
Вес взлетный, кг: | 8437 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 320 |
Максимальная скорость на высоте 3400 м, км/ч: | 430 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 12, 1 |
Дальность, км: | 3000 |
Потолок, м: | 8430 |
Экипаж, чел: | 4 |